Главная
Контакты

Логбук

Море лечит суету...

ОПЫТ ЧАРТЕРНОГО ШКИПЕРСТВА. Турция. Между Мармарисом и Бодрумом. Август 2008 г.

Ну, а чем Вы увлекаетесь?
Да, я яхтами сейчас увлекаюсь:
Это понятно. Ну, может, фотографирование или подводное плавание:
..М-м-м:да, плавать люблю. Иногда фотографирую. (Из телефонного разговора) - у наших соотечественников, с которыми я должен был идти шкипером, оказались разнообразные интересы в активном отдыхе.

ПЛАНЫ ОТДЫХАЮЩИХ И ШКИПЕРА - РАЗНЫЕ ПЛАНЫ.

Они планировали дойти до Кушадас, попутно осматривая все античные развалины: Эфес, Милет, Приене, Дидима. Виктор, глава семьи, думал, что мы будем по морю подходить максимально близко к достопримечательностям и оттуда почти пешком идти до развалин.
И во время плавания в Греции, которое предваряло турецкий чартер, я часто по вечерам с тоской смотрел на Pilot book и думал, что надо бы составить план похода. А переходы получались миль по 40-50. Больше всего вопросов было к участку между заливом Акбук и Кушадасами. Я не понимал, где там подойти к берегу.
Мне же, сознаюсь, хотелось исследовать заливы Гекова и Хисарону. Во время учебного плавания это не получилось. Может же у шкипера быть собственное желание - куда пойти?
Уже в Мармарисе я нашел поддержку в лице Альфи, хозяина местной чартерной компании, который сказал мне: 'за Бодрумом смотреть нечего'. Сейчас я так уже не думаю, а тогда использовал его авторитет, чтобы изменить наш план.
Волнений добавлял страховой депозит. Он примерно равнялся моей зарплате. Да и был, фактически, моей зарплатой. И в случае поломок или повреждений использовался по назначению - на ремонт.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. МАРМАРИС.

Встретившись в Виктором и его семьей и вступив в роль шкипера и главного на лодке я немного успокоился относительно предстоящего похода. Есть сиюминутные задачи - их и надо решать. А задача в первый день была сложной - угадать не только пристрастия в еде всех членов семьи, но и как они могут измениться во время плавания в соответствии с психологическими особенностями каждого. От этого зависел набор продуктов и их количество. Конечно, дальше были Дача и Бодрум с магазинами, но я хотел угадать. Мой главный совет был - покупать больше. Угадал только с пивом - его хватило как раз до Бодрума, и с орешками - их вообще никто не ел.
Второй задачей в первый день было: у меня - попробовать лодку, у гостей - освежиться в водах залива. Сходили к ближайшему и популярному у местных гулет островку. Всегда думал, что люблю теплую воду. Оказалось, что всему есть предел. 29 - это перебор. Да еще с медузами. Ощущения как от манной каши с комочками. Перед купанием девушки спросили меня, можно ли надеть спас жилеты, потому что они хотели чувствовать себя увереннее. Я, не знаю почему, ответил 'да'. Когда они поднялись в кокпит, облаченные в приведенные в боевое положение жилеты, то застыли, глядя на меня. Возможно, в тот момент на моем лице было написано все: и то, что я попал на покупку новых баллонов, и то, что выглядит все это достаточно неоднозначно. Когда разобрались, что жилеты они надули через клапаны, у меня отлегло от сердца. Но все равно сказал им: 'быстро снимайте, сдувайте и чтоб я:' Это был хороший урок. Для меня. Вернулись все.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. МАРМАРИС - БОЗУК-КАЛЕ.

Как начинающий шкипер, я сначала использовал тактику 'Выходим, когда все проснуться', поэтому как мы ни старались, отшвартовались только в 11.
Па-аехали! Выход из залива. Помню, как в последний день учебного плавания не справился с управлением в тогда казавшемся мне узким проходом между островом и мысом. Лодка, шедшая сбоку от нас, с трудом увернулась от моей атаки. Но там был опытный шкипер - он смотрел по сторонам.
Ставим паруса, ветра мало. 'А если включить двигатель, пойдем быстрее?' 'Ну, не намного..'
До преимуществ мотор-сэйлинга я дошел самостоятельно только через день. А пока сворачиваемся и идем с одним двигателем.
Первое место, как у многих, идущих на запад, Бозук-Кале. Первый день не для экспериментов. Поэтому становлюсь к проверенному уже левому причалу. Тем более, мне машут.
Инструктаж провел мили за три. 'Готовность номер один, все на места, девочки по бортам, Витя на муринг, Миша на швартовые, Лена - подстраховывай!'. Наверное, так с теми, кто платит мне за выполнение шкиперских обязанностей, нельзя. Я волнуюсь больше всех. Поэтому можно.
Лунная ночь. После ужина - на крепостные стены. На обратном пути я заметил, какие они маленькие. Но пока это неважно - виден Родос, виден Сими, все видно, весь мир сейчас здесь.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. БОЗУК-КАЛЕ - КНИДОС.

Утром - на Книдос. Все поворачивают направо, а мы - прямо, между Сими и его маленьким соседом. 10 минут ушло на привязывание греческого флага. Привязал булинем, но потом думаю 'а что я?' и завязал брам-шкотовыми.
Книдос. Сначала встали на якорь кормой к пирсу (мурингов нет). Команда срабатывалась, я привыкал к скорости отдачи якорной цепи - поэтому бросали якорь три раза. Но уверенности не было. И через полчаса переставились лагом на место ушедшей в ночь лодки.
В единственном ресторане нет меню - все надо выбирать подойдя к витрине. Одно 'но' для мясоедов - мяса нет в принципе. После ужина полез на соседнюю горку. На полпути к маяку есть железная вышка - с нее хороший вид. Внизу - лежащий на скалах корабль.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. КНИДОС - БОДРУМ.

Перед выходом из Книдоса пообщался с турецким мужчиной с соседней лодки, и он сказал, что по прогнозу будет до 7 баллов. Для меня это - что-то из книжки, но надо было идти - у нас же всё запланировано. Только вышли из бухты и повернули на запад, задуло так, что в какие-то моменты (мы были под движком) скорость падала до 1 узла, хотя на спокойной воде скорость - 6. Подняли паруса, не выключая мотор, и тут-то я открыл для себя мотор-сэйлинг!
Мили через две ветер начал стихать, сказалось прикрытие острова Кос. Здесь-то мы и вошли с Виктором во вкус настройки парусов. Перемещали каретки стаксель-шкотов, включали-выключали переднюю передачу, чтобы понять, какую прибавку дает двигатель, потянули шеи, разглядывая колдунчики (я даже держал своим весом гик, чтобы парус мог ловить слабый ветер).
Как только прошли восточный мыс Коса, задуло опять. Еще полчаса назад мы любовались парусами в проливе, куда они делись?!
За час дошли до Бодрума. Навигация труда не составила - я ориентировался на другие яхты, поэтому вход увидел быстро.
Портовые завели нас к пирсу 'С'. Смотрю, стоят катерочки и маленькие яхты. Не то чтобы мы большие, но мне казалось, что места для наших 36 футов - слишком мало. А я еще носом зашел. Pilot-boat лишил меня практики - просто запихнул в метровую щель. Обратная сторона сервиса.
Первый день для 12-метровой лодки стоит под 70 евро, но если оплатить сразу два, будет ощутимо дешевле - около 115. Общение через WiFi обойдется чуть ли не в 20 лир за сутки. Хотя, логин нам дали в виде названия лодки, а пароль 1234. Может, так со всеми?
Вечером бесплатно слушали живое джазовое пение в марина-клабе. Пели хорошо, громко - мы заснули не сразу. В пол-шестого разбудил муэдзин. Я бы всегда просыпался под эти звуки. Вроде, другая культура, но обращение к Богу на любом языке проникает до глубины.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. БОДРУМ.

На следующий день вышли из Бодрума на купание, и я столкнулся со следующей задачей. Был относительно свежий ветер, к берегу встать - невозможно: слишком активно подходили отходили гулеты. Поэтому мы бросали якорь, одновременно сдавая назад по ветру - это показалось мне логичным. Однако лодка повела себя странно - нос уходил по ветру гораздо быстрее кормы. То есть меня разворачивало боком к ветру. Я попробовал еще раз, поднявшись по ветру чуть выше, эффект тот же, но я, хотя бы, встал примерно там, где хотел. Срочно телеграфировал Константину Лакину - он предположил, что это усилившийся эффект обычного заноса кормы, и учитывая этот занос, нужно заходить другим боком к ветру, чтобы, в итоге, лодку ставило параллельно ветру. Одновременно я получил приглашение побыть пассажиром на учебном курсе, который должен был начаться на следующий день после окончания моего чартера. И на этой же лодке - дабы снять мои вопросы относительно ее поведения.
В итоге я совместил предложенный Костей способ с тем, что заранее выпускал цепь меньше, чем начальная глубина бросания - это немного тормозило нос лодки.
В тот же день как-то само получилось, что мы отказались от похода до Кушадас. Чтобы на обратную дорогу у нас был хотя бы один день в запасе, решили все интересные места посетить на машине за один день.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. СУХОПУТНЫЙ.

От предложений туристических контор по аренде машин с гидами отказались. Прогулявшись по городу, нашли микроавтобус за 350 лир на весь день. На этой машине и поехали к развалинам. Я что-то так и не понял, кто их развалил.
Эфес удивил не историческими камнями, а обилием групп. Милет - тоже 'мимо кассы', порадовала лишь возможность залезть на вершину башни к турецкому флагу. А вот Приене 'зацепило'. Над превратившимся в равнину заливом моря, на холме, очень компактно стоит город, в котором есть все, что нужно для жизни - ипподром, амфитеатр, улицы, библиотека, разбросанные кусочки колонн, похожие на шестеренки. И с потрясающей энергетикой - скала над городом, поросшая соснами и кустарником. Не забудьте посидеть в почетных каменных креслах первого ряда амфитеатра. Туда я съезжу еще раз.
Насмотрелись так, что в Дидиму даже не стали заворачивать, хотя можно было проехать мимо и просто поглазеть из машины.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. БОДРУМ - ОРАК АДАСИ - ЧОКЕРТМЕ.

В Бодруме я поменял тактику - решили выходить часов в семь и делать две-три остановки перед ночевкой.
Первая остановка была в восточной бухте острова Orak Adasi 36°58,68N 27°34,37E. Был сильный ветер, народ немного устал от качки, а тут - бухточка и много лодок. После трехразового бросания якоря в Книдосе как будто что-то произошло, и теперь якорь ложился как надо с первого раза. Только не всегда угадывалось с длиной чтобы подойти ближе к берегу - веревки приходилось наращивать (самая длинная не дотягивала и до 50 метров). В-общем, становиться на якорь и растяжки нам с Виктором так понравилось, что если бы не желание мыться в стационарном душе и подключаться к электричеству, только бы и делали, что ныряли с веревками к камням.
Чокертме. 37°00,19N 27°47,16E. Стоянка запомнилась тем, что здесь у меня не завелся двигатель тузика, и с тех пор мы использовали весла. Той ночью в Чокертме я шаманил: вытаскивал и убирал рукоятку подсоса, открывал и закрывал горловину бака, смотрел внутрь бака, переключал передачу с реверса на нейтраль, дергал за шнур, чесал голову, протирал очки, делал фонарик ярче. Только предохранительную чеку не вставил... что понял лишь через неделю. Хорошо запоминать практические вещи вот через такие дурацкие ситуации. Обучение через игру. Благо, условия были тепличные.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ЧОКЕРТМЕ - ЗАЛИВ АКБУК - СЕДИР АДАСИ - КАРАКАСЁГУТ.

Утром - на восток, мимо электростанции в Орене. Залив Акбук. 37°01,40N 28°07,00E. На берегу мы видели машины, рядом палатки, шезлонги - жители Туреции приезжают отдохнуть сюда с детьми и мангалами как москвичи - на Пироговское водохранилище.
После обеда, в соответствии с планом, составленным еще в Бодруме, отправились к Sedir Adasi. (Потом я был очень горд тем, что мой план был выполнен на 100 процентов, включая даже промежуточные остановки на обед!)
Sedir Adasi знаменит пляжем Клеопатры. Еще на подходе к острову мы обратили внимание на нечто, равномерно распределенное по поверхности пляжа. Подумалось - буйки... Или - камни. Оказалось -люди. Их было много, их привозили и увозили. Оставаться то ли нельзя, то ли никто не хочет. На сам пляж не пускают, он огорожен сеткой по кромке воды - люди заходят сбоку и стоят на мелководье.
Я не нашел лучшего места для якорной стоянки, чем прямо перед причалом, куда подходят прогулочные трамвайчики. Пока экипаж купался на пляже, я сторожил лодку - гулеты лихо подкатывали к пирсу и еще до начала разворота с заносом начинали бросать якорь. От всего этого было неспокойно. До кучи, как водители затонированных девяток и шестерок, гулетчики крутили музыку на полную громкость. И их пассажиры гордо посматривали по сторонам - вот, мол, и мы круто отдыхаем.
Замечу: здесь я решил поэкспериментировать со вторым якорем - мне надоело, что лодку болтает на цепи из стороны в сторону. Бросил с кормы и натянул веревку на кормовую лебедку. Старался кидать как можно дальше - получалось где-то на метр. Помогло несильно.
Karacasogut. 36°56,40N 28°11,20E. Pilot-book обещал несколько причалов и два яхт-клуба. Зайдя в бухту, мы прошлись вдоль всего берега. Удобные места для якоря - заняты, но на пирсах места - есть. Около берега - железный спасательный плот, похожий на красную летающую тарелку. Его видно из космоса на Google Earth.
Нас не встречали. Похоже, место малопосещаемое. Вызвал по рации Gokova yacht club - молчание. Заметил, что на щите над причалом написано другое название. На него откликнулись и быстро выбежали помочь с мурингом.
Это место нам понравилось больше всего. Маленькая и ухоженная территория с двумя овцами-садовниками - их задача, похоже, держать газоны и кусты подстриженными, 10 кроликами, 3 гусями, собакой и большим количеством швертботов и парусов. Здесь - детская яхт-школа. Прямо на улице - класс для теоретических занятий, тетрадки на столах, доска для рисования. Клуб огорожен, но выпускают и впускают обратно - я прогулялся до следующей бухты. Бесплатный WiFi.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. КАРАКАСЁГУТ - АНГЛИЙСКАЯ ГАВАНЬ - КАТИ КОЙЮ.

Вышли очень рано и за пару часов дошли до English harbor. 36°55,20N 28°09,25E. Бухта - часть большего залива. Мы зашли туда часов в 9 утра. Ветра не было. Волн не было. Похоже на спокойное среднерусское озеро. У одного из мысов в воде стоит скульптура русалки. Я читал о ней в Pilot'е. Потом забыл. Но когда мы шли по заливу, у меня возникли образы русалки, зовущей вглубь воды. Похоже, скульптуру там поставили не зря.
Сама Английская Гавань похожа на пруд - маленькая, вода зеленая. Очень мелко, песок, постановка на якорь взбаламучивает воду так, что купание доставляет мало удовольствия. Экипаж соседней лодки под турецким флагом сказал, что видит русских здесь в первый раз. Может, они сами там в первый раз были?
На ночевку решили идти в Kucuk kati или Cati koyu. Там - несколько бухт (примерные координаты 36°47,5N 28°01,2E). На подходе интересным ориентиром является островок с единственным деревом, похожим на льва.
Я выбрал Cati koyu 36°47,25N 28°00,50E. Тихое место. Правда вода имеет неприятный запах, но, возможно, это - особенность всех маленьких тихих бухт.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. КАТИ КОЙЮ - МЕРСИНЧИК - ПАЛАМУТ.

Психологический рубеж - Книдос, пройден. Залив Хисарону - какой-то уже домашний. В очередной раз наблюдая меняющуюся разницу в градусах между показаниями компаса и автопилота, вспомнил о том, что на лодке должен быть график компасной девиации. Мне показалось, что на каких-то курсах я иду точнее автопилота :)
На обратном пути при постоянном северо-западном ветре северный берег Дачи показался непривлекательным. И все же...
Мерсинчик . 36°45,15N 27°28,40E. Возможно, лучшая для ланча и сноркинга бухта, несмотря на открытость морю. Чистая вода, глубины 10-15 метров, разнообразное дно.
Palamut. Помня предостережение Кости Лакина о возможной нехватке места, я делал визуальную медитацию на свободное место в бухте. Место было. Может, просто пришли вовремя. В тот день у меня разболелся живот, поэтому про Паламут ничего хорошего не скажу.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. ПАЛАМУТ - ИНБЮКЮ.

Обед приготовили в южной части бухты 'Забыл Как Называется' 36°45,00N 27°53,50E.
После обеда - переход до Inbuku. Хотелось пойти в Орхание - очень понравилось название. Но я придумал чередование ночевок якорных и у причалов. Pilot обещал якорные места в том же Орхание, но я побоялся соблазна цивилизации, и мы пошли в Inbuku.
Время после обеда и до ночной стоянки мы посвящали парусу, настраивая паруса и наслаждаясь тишиной (двигатель включался в нейтраль только в ветер от 15 узлов). В какой-то момент мы сказали новое слово в яхтинге: идя 'бабочкой' при слабом ветре помогали стакселю быть надутым с помощью отпорного крюка. Позде выяснилось, что мы 'изобрели велосипед'.
По адресу 36°45,44N 28°03,08E заметил обилие мачт. Заходить не стал - темнело. Интересно, что в издании Pilot Book 2006 года об этой точке не говорится ничего - видимо, совсем свежее. Прошли чуть дальше - 36° 47,25 28° 04,39.
Ночевка запомнилась хрюканием и топтанием в лесочке, который начинался метрах в 20 от воды.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ИНБЮКЮ - СЕЛИМИЕ - ДИРСЕК - СЁГУТ.

Полудённое купание в маленьком заливчике, сразу севернее бухты Селимие 36°43,30N 28°05,22E. Мелкое и пологое дно - идеально для тех, кто любит чувствовать почву под ногами даже в воде.
Дальше на WSW - между полуостровом и грядой островков. Последняя остановка перед поворотом в залив Есилова - Дирсек 36°41,10N 27°58,55E. В самом конце бухты - все тоже: чистая вода, неглубоко, ныряние, обед.
Вам не надоело? Вот и мне на бумаге начало надоедать. Но это - на бумаге. В реальности - череда мест, солнце и много моря погружают в спокойное глубокое состояние... Все правильно и хорошо.
Дорога в Sogut опять получилась дольше, чем планировали, из-за парусных упражнений. Уже на заходе, видя, что к причалам идет еще одна лодка, включил движок, и с парусами начал отрываться от нее. Причина? Я хотел занять свободное место. Честно говоря, немного стыдно. Вроде, стыдиться нечего, но....
Мест у пирса, на первый взгляд, не было. Но втиснуться удалось. И после парковки меня оторвал от мытья лодки пожилой моряк с соседней яхты: 'Должен сказать, что вы очень аккуратно обращаетесь с лодкой, такое нечасто встретишь'. На комплименты я умею реагировать: 'спасибо'. Но тут я немного смазал ситуацию - мне хотелось, чтобы он знал, что это мой второй чартер, и я еще круче, чем он думает. И я сказал ему это. Зря: :)

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ. ИНТУИЦИЯ И ПРИМЕТЫ.

Следующий день оказался примечательным - после выхода из залива Есилова, уже идя на юг, оя братил внимание на странную поверхность моря. Ветра не было, но гуляли очень пологие валы, взбудораженные волнами поменьше, которые покрывала совсем мелкая рябь. Возникло странное ощущение, что будет дуть весь день. Мой предыдущий опыт, рассказы мореманов, Pilot Book утвержали, что ветер усиливается после обеда, а потом стихает. И я не поверил интуиции. А зря. Зайдя Бозуккале, мы столкнулись с ветром в 20 узлов. На растяжку встать не получилось - лодку сдувало, а отправить Виктора с веревкой к камням, а потом подойти к нему, я не догадался.
Болтаемся на якоре. Ветер не стихает. 'Тино кануме' - главное греческое выражение, которому меня научил мой друг Антон, русский шкипер с Эгины. В переводе оно означает: 'Что поделаешь...'. Молодежь захотела вернуться в Мармарис вечером этого дня, чтобы сходить в клуб. Значит, надо идти в море.
Последний отрезок пути, самый исхоженный, оказался самым сложным за все две недели. Вымпельный ветер гулял между 25 и 30. Фордевинд, бакштаг. Раньше только в книжке читал про броучинг.... Ну да, вот такой он, шиурвал вправо, а лодка влево.
Навык противодействия этому я закрепил в учебной группе, где был 'пассажиром', и где преподавал Костя Лакин. Но об этом - потом.
Когда в третий раз меня закрутило на месте, Витя сказал 'давай соберем паруса'. У меня - азарт уже: но зарифили, а потом оставили только стаксель.
Так и подошли к Чифлику. Опять я сидел на лодке, пока все плавали на берег. Ветер в бухте дул из горловины между холмами. Лодку болтало на цепи. Да еще встал не очень хорошо - до соседней гулеты было метров 10.
Ветер не утих даже когда стемнело. После нашего поворота на Мармарис он зашел на NNW. Еле шли 3 узла. А я все корил себя, что не обращал внимание на предчувствие, и слишком долго оставался в Чифлике. Ведь надо было просто выйти пораньше, имея в виду ветер.
Я представлял себе, что на пирсе меня встретят все сотрудники чартерной компании. Встретят хлебом-солью: ну как же, вернул лодку без единой царапины или поломки! Но... никого нет. Сами, уже буднично, пришвартовались, и пошли на последний ужин.
Все настолько соскучились по 'европейской' еде, что заказали пиццу. Но доели с трудом - хотелось спать. И если легкая усталость в конце отдыха говорит о его полноценности , то отдохнули мы хорошо!

Александр ДРАГОНИ,
Bareboat Skipper IYT.
+7-915-022-9668
alexander.dragoni@gmail.com

Дизайн: Веб-студия К.Лакина "Артефакт", 2007-2011 (с)